Вводные септаккорды

--:-- / --:--

Мы знакомимся с двумя вводными септаккордвми: Малый вводный септаккорд (М5// 7) и Уменьшенный вводный септаккорд (Ум. вв5//7.) Они объединены в группу, которая так и называется "вводные септаккорды". Строятся они на седьмой ступени:7+2+4+6.
Септаккордами их называют потому, что крайние звуки образуют интервал септиму. А вводными потому, что вводятся, то есть разрешаются в Тонику. На клавиатуре мы видим, как 5//7 охватывает полностью Т53 и каким образом разрешаются в нее.

Пример 1

Построим вводные септаккорды в одноименных тональностях, обратим внимание, в чем разница между ними. В мажоре крайние звуки аккорда образуют малую септиму (м.7 ), а в миноре - уменьшенную (ум.7 ) Отсюда и названия: Малый вводный септаккорд и Уменьшенный вводный септаккорд.
Теперь рассмотрим разрешение этих аккордов. Оба разрешаются вТ53 с удвоенной терцией. Мы не будем углубляться в причину такого разрешения, так как это не входит в рамки нашей программы. Существуют классические каноны в голосоведении, которые мы в данном случае соблюдаем.

Теперь попробуем уловить разницу в звучании. Основой вводного септаккорда является уменьшенное трезвучие (Ум.53). Его звучание уже создает определенное напряжение. Прибавив к нему М.3 мы получаем Ум. 5//7. Звучание его очень яркое, тревожное. В классических произведениях этот аккорд предвосхищает какие- нибудь необычные события. В то время М. 5//7 завершается Б.3. Она является своеобразным "огоньком во тьме", смягчая звучание аккорда
Рассмотрим еще одну деталь

Итак:
М. 5//7 - в мажоре,
Ум.5//7 - в миноре (гармоническом).

А теперь подумаем, какой аккорд можно продублировать в одноименной тональности и почему. Ну конечно, это Ум.5//7 в гармоническом мажоре, когда понижается 6 ступень.

Прим 2.

Теперь наша таблица выглядит так:
М.5//7 - в мажоре,
Ум.5//7 - в миноре (гармоническом), в мажоре (одноименном).
Попробуем построить Д56 влюбой тональности. И сравним его с 5// 7. Получается разница в один звук При этом 6 ступень естественным образом разрешается в 5 ступень. В данном случае Т53 мы используем уже после Д56, который разрешается в Т53 с удвоенной Тоникой. Разрешаем вводный септаккорд через Д56. Прим. 3.
Записать в тетрадях правила построения аккордов с нотными примерами ( на доске)
Пение нового материала всеми учащимися, тщательно анализируя исполнение.
Разбиваемся на группы. Каждая группа получает задание затем все это исполняется за инструментом. Можно попробовать гармонический вариант звучания аккордов ( если позволяет уровень подготовки группы)
Диктант . Прим.4.
Примеры сольфеджио на новую тему. Анализ, транспонирование.
Подбор нотного материала из музыкальной литературы