Шесть способов создания музыки

--:-- / --:--

Шесть способов создания музыкиЭта статья - плод размышлений автора о способах создания песен и инструментальных композиций, основанных на личном опыте и наблюдениях. Она предназначена, в основном, для начинающих музыкантов и музыкальных продюсеров, пробующих свои силы в написании музыки.

Итак, вы решили написать музыку. Подразумевается, что в вашем распоряжении имеется программа-секвенсор (у меня это Logic Pro X), миди-клавиатура и набор необходимого программного обеспечения для создания электронной музыки.

Первый способ
Наиболее простой и естественный: к вам пришла муза и одарила вас интересной мелодией или гармоническим рядом. В этом случае категорически нельзя надеяться на свою память (мол, доберусь до рабочего места и зафиксирую услышанное свыше), а тут же напеть то, что пришло в голову на диктофон, который имеется в каждом смартфоне. Диктофон должен быть всегда под рукой, даже ночью, когда особенно часто нас посещает муза, и порой бессонница оказывается виновницей появления на свет тех или иных интересных музыкальных творений.

Второй способ
Кому-то нравится писать на готовые слова. С одной стороны это очень удобно: задан ритмический рисунок, чтение стихов вызывает к жизни некие образы, и постепенно формируется мелодия. Но в этом способе есть и некоторые минусы: вы заведомо ограничены рамками предложенной схемы, и часто интересное музыкальное решение не вписывается в нее. В результате "подгонки" под готовый текст вы можете растерять всю оригинальность задуманного.

Третий способ
Наиболее распространенный среди музыкантов. Вы садитесь за инструмент и наигрываете некую гармоническую последовательность, которая отвечает вашему плану по созданию той или иной композиции. Когда последовательность сформировалась, можно сопроводить её ритмом перкуссии и даже схематичным басом. Далее запускаете записанную последовательность по кругу и неторопливо наигрываете мелодию, которая ложится на полученную гармоническую последовательность. Постепенно так или иначе, но созревает некая мелодия, отвечающая вашему ожиданию. В качестве примера приведу одну из моих композиций - Чудесное настроение, написанную именно таким способом.

Четвертый способ
Очень часто, когда опробуешь звучание той или иной музыкальной библиотеки, сами собой рождаются музыкальные образы, тяготеющие именно к используемому инструменту. Так, выбрав в севенсоре дорожку с классическим органом и сыграв несколько гармонических последовательностей, вы поневоле окунетесь в атмосферу старой классической школы, и возникающие при этом образы так или иначе материализуются в виде красивых классических последовательностей, подобных фугам Баха или Генделя. Звуки красивой скрипки вызовут желание сыграть что-то, связанное с творчеством Вивальди, Моцарта или Штрауса, а может быть еще кого-то из известных вам классиков. А флейта сама собой напоет замысловатую импровизацию, которая органически впишется в ваш микс. То же самое относится к любым другим инструментам - нужно только пробовать. Этот метод конечно же подразумевает наличие музыкального образования и знание творчества известных композиторов.

Пятый способ
Несколько хлопотный, но, мне кажется, может оказаться довольно результативным при правильном подходе. Не знаю, пользуются ли им музыканты при создании своих композиций именно в той последовательности, которую предлагаю я, то то, что пользуются в принципе - почти уверен.
Представьте, что слушая какую-либо песню, вам очень понравился куплет, и, не дослушав всю песню до конца, вы начинаете самостоятельно подбирать к услышанному куплету припев. Если вам повезло и припев сложился, запишите его на диктофон (или куда угодно еще) и отложите на денёк-другой, чтобы куплет услышанной песни выветрился из вашей памяти. А затем, уже слушая свой припев, подберите к нему свой же куплет. Вот вам и новая песня или композиция, ни в чем не похожая на услышанную, разве что ритмическим рисунком и общим настроением, хотя последнее можно изменить.

Шестой способ
Этим способом пользуюсь я, и он довольно работоспособен.
Представьте, что вы получили заказ на написание песни от одной и наших (или зарубежных) звезд., и вам необходимо написать песню для совершенно конкретного исполнителя. Представьте мысленно его, поющим на сцене, прислушайтесь к его интонациям, манере пения, и постарайтесь вместе с ним что-то исполнить из того, чего он еще не пел. То есть, слыша исполнителя внутренним слухом, мелодия или ритмическая последовательность рождается сама собой. А дальше уже все зависит от вашего умения использовать услышанное и применить его в написании новой песни.

Возможно, я что-то упустил, и есть еще много других способов написания музыки. По мере появления новых знаний в этом деле надеюсь вносить в данный материал соответствующие дополнения.
Надеюсь, что приведенные советы помогут вам, уважаемые коллеги, достичь еще больших результатов в вашем творчестве.