Разница между секст- и квартсекстаккордамами

--:-- / --:--

Разница между секст- и квартсекстаккордамамиПопробуем рассмотреть проблему, с которой сталкивается любой преподаватель сольфеджио в 4 классе: как объяснить разницу между секст- и квартсекстаккордами. И, главное, как их различать при звучании? Основа и того, и другого аккорда - это интервал Ч.4 (чистая кварта). Мы ориентируем ребят, где звучит кварта - наверху или внизу. Различить по окраске интервал достаточно проблематично. Особенно если нет хороших слуховых данных. Так вот, дело в том, что нам на помощь приходит ударение. В секстаккорде ударным становится верхний интервал, а в квартсекстаккорде - нижний.

Например: Ля-До-Фа. Обязательно, чтобы приучить слух ребенка к правильному восприятию аккорда, первоначально нужно обязательно делать ударение на верхнем интервале. Затем предложить его внимательно прослушать и спеть. Далее вопрос, а при исполнении аккорда хочется его продолжить или допеть, или как-то разрешить. Ученик вам ответит, что нет, аккорд звучит завершенно. Точка "равновесия" находится наверху. Условно говоря, у нас аккорд завершается устоем, опорой. Тяжестью, которая не требует дополнения. Особенно, если при его исполнении сделать акцент на верхней кварте, при этом растянуть нижний звук: Ля-До-Фа! И наоборот, квартсекстаккорд имеет центр тяжести внизу. Если мы его грамотно сыграем и предложим ученику повторить: Ля-Ре-Фа (диез), то он нам ответит, что звучание не завершено, нет законченности, а, наоборот, хочется вернуться к среднему звуку и на него опереться. То есть, Тоника, примитивно говоря, находится в центре. Если мы возвращаемся среднему звуку, тогда нашему уху комфортно. То есть, интервал кварта является безусловной "тяжестью" в этих 2-х аккордах. На это и нужно ориентироваться в подаче данного материала. Очень хорошо, если на первоначальном этапе педагог продумает попевку на материале этих аккордов. Например: секстаккорд у нас ОДИН, очень важный ГОСПОДИН. Только кто его споет, сразу, сразу узнает. Приблизительно. Желательно выбрать размер на 2/4. И акценты делать именно на самой кварте.

Разница между секст- и квартсекстаккордамами





А вот для работы с квартсекстаккордом лучше выбрать 3/4. Тогда акцент автоматически смещается вниз, то есть на саму кварту: КВАРТсекстаккорд, ХИТРЫЙ аккорд. ТОТ, кто споет, сразу поймет.

Очень часто, при слуховом анализе чистой кварты, пользуются приемом допевания аккорда. Например, с пятой ступени вниз по трезвучию. Или вниз скачком на терцию, в случае с секстаккордом. Мне кажется, что такие приемы хороши в работе с этими аккордами в тональности. А при слушании данных аккордов нужно делать акцент именно на звучании самого интервала. Тогда слуховой анализ становится более активным.

Разница между секст- и квартсекстаккордамами