Обращения доминантсептаккорда, 5 класс

--:-- / --:--

Доминантсептаккорд (Д7) - аккорд , состоящий из четырех звуков, с которым мы познакомились в прошлом году. Мы легко угадывали его по звучанию потому, что он единственный из набора наших имеющихся аккордов (мажорное, минорное и уменьшенное трезвучие, мажорные и минорные секст и квартсекстаккорды) имеет, как было сказано, четыре звука. Сегодня мы знакомимся с его обращениями.
Д7 имеет три обращения:
- первое обращение - доминантквинтсекстаккорд (Д56),
- второе обращение - доминанттерцквартаккорд (Д43),
- третье обращение - доминантсекундаккорд (Д2).

Первое обращение - Д56 - строится на 7 ступени: 7+2+4+5. Представляет собой уменьшенное трезвучие (ум. 53) + большая секунда (.2). Разрешается по принципу неустойчивых звуков в устойчивые в тоническое трезвучие (Т53) с удвоенной тоникой.

Пример 1.
Обратим внимание на Б2, которой завершается аккорд, так как она станет своеобразной "визитной карточкой" всех последующих обращений. В Д56 она завершает аккорд. Это и является основным признаком Д56.

Следующее обращение - доминанттерцквартаккорд (Д34). Он строится на 2 ступени. Представляет собой м.3+Б2+ Б.3. При разрешении получается развернутое Т53 с двумя тониками, верхней и нижней.

Пример 2
Обратим внимание на местоположение Б2. Она оказалась в центре, что и определяет Д34 как аккорд с б2 в середине.
Последним обращением является Доминантсекундаккорд ( Д2). Строится на 4 ступени: 4+5+7+2. Представляет собой Б2 + маж.53. Прим. 3
При разрешении попадает в Тонический секстаккорд(Т6 )
Д 2 получил свое название именно потому, что начинается с интервала "секунда" Поэтому он наиболее узнаваем при слуховом анализе

Подведем итог.
1. Д7 имеет 3 обращения: Д56, Д34, Д2.
2. Каждый аккорд строится на определенной ступени.
3. Определяющую роль играет интервал Б2, которая, оставаясь неизменной, перемещается. В зависимости от ее расположения мы слышим тот или иной аккорд:
Д56 - ум.53+Б2,
Д34 - м3+Б2+Б3,
Д2 - Б2+маж.53.
Возможно нужно обратить внимание учащихся на то, что интервал Б2 находится в самом обозначении аккорда цифрами:Д56 -- секунда наверху, Д34 -- секунда в середине, Д2 -- секунда внизу
4. Основное правило разрешения любого аккорда(интервала) лежит принцип тяготения неустойчивых звуков в устойчивые. Отсюда такие разные аккорды при разрешении: Д56 -------- в Т53 с удвоенной Тоникой, Д34 --------- в Т 53 развернутое( сТ наверху), Д 2 ------ в Т6 с удвоенной тоникой.
Следующий этап - построение Д.7 и его обращений в любой другой тональности.

Прим. 4

Пение полученного примера в качестве упражнения с дирижированием и акцентом на интервале Б2.
Индивидуальное задание для каждого учащегося: построить самостоятельно Д 7 с обращениями и разрешением в определенную тональность. Затем сыграть и спеть его.

Попробовать написать диктант с одним из обращений.

Прим 5.
Транспонировать влюбую тональность, выделяя указанные аккорды

Примеры сольфеджио на пройденную тему.