Эпоха романтизма в музыке. Краткий обзор

--:-- / --:--

Эпоха романтизма в музыкеЭпоха романтизма в музыке охватывает примерно период с 1800 года по 1910 годы.
Она пришла на смену эпохе классицизма с ясной и строгой позицией человека в окружающем его обществе: человек противопоставлен миру, в котором существует, он борется за свою судьбу, отстаивает свои интересы, спорит с существующими законами, выживает так, как считает нужным.

В эпоху романтизма в центре внимания композиторов оказывается сам человек с его мыслями, чувствами, желаниями. Человек, как личность, созданная для этого мира.
Основной темой творчества композиторов становится тема любви. В любом проявлении эта тема не лишена автобиографичности (Шуман и его любовь к Кларе Вик. Оперное творчество Вагнера).

Второй главной деталью становится тема одиночества. Окружающий мир - мир мещанства, притворства, филистерства, обмана, опасностей. Внутренний же мир - прекрасен. Там можно жить и творить так, как считаешь нужным.
Очень характерно для композиторов-романтиков обращение к теме природы. На фоне прекрасного и вечного, спокойного и постоянного легче развиваться внутреннему миру человека, опираясь и наслаждаясь богатством и разнообразием существующих вокруг красок.

В этот период огромное значение приобретает обращение к народному творчеству, к фольклору, насыщение музыкальной ткани народными мотивами. Были композиторы, для которых народное творчество стало неисчерпаемым источником вдохновения (Григ, излюбленным приемом которого стал ход - скачок с 7-ой ступени на 5-ую: концерт для фортепиано с оркестром).
Наконец, очень распространяется тяга к фантастическому, к загадочному, напряженному, необычному, таинственному (Вебер, сцена литья пуль из оперы "Волшебный стрелок"). Такая направленность приводит к усилению роли оркестра, к новым гармоническим средствам выразительности, введению речитативных вставок, к использованию новых шумовых эффектов и многому другому.

Важнейшим этапом эпохи романтизма стала идея синтеза искусств, которая нашла наиболее яркое выражение в операх Вагнера: сценическое действие, музыка, оркестр, пение, оформление декораций.
Первыми композиторами-романтиками стали Шуберт, Вебер, Россини.
Более поздние - Шуман, Шопен, Мендельсон, Берлиоз, Лист, Вагнер, Верди.
Следующий этап - Брамс, Сметана, Григ.

Музыка композиторов-романтиков, являя собой ярчайшие шедевры мировой культуры, вечно будет дарить радость и удовольствие людям.